Инклюзия без ошибок – такой была тема встречи специалистов дошкольных образовательных учреждений Катав-Ивановского района с руководителем Челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце». В результате семинара логопеды, воспитатели и дефектологи пополнили копилку знаний практическими приемами работы с родителями, и обучения их особых детей в общеобразовательной среде.
Встречу организовала уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Ирина Буторина.
-Сегодня наблюдается рост обращений граждан, дети-инвалиды которых проходят обучение в системе общего образования. Среди основных проблем - конфликты между педагогами и родителями, недостаток толерантного отношения к особым детям. Поэтому я поддержала проект «Золотой ключик» и, как показал опыт таких семинаров в Октябрьском, Каслинском районах, Миассе и Челябинске, они очень востребованы для педагогов, так как дают практические инструменты работы» – отметила Ирина Буторина
Участники семинара отметили, что с введением специальных образовательных стандартов и необходимостью написания адаптивных программ обучения для особых детей, нужны алгоритмы написание таких документов. По мнению ведущей семинара Елизаветы Кирилловой, нужно опираться на сильные стороны ребенка и начинать с основного: навыков самообслуживания и формирования просьбы. Кроме того, помочь специалистам может полноценный диалог с родителями, которым легче составить список поощрений, игр, радующих ребенка. А это лучшая основа для того, чтобы выстроить с малышом комфортные взаимоотношения в детском саду и снизить вероятность у него протестного поведения.
- В обучении особых детей взрослым часто мешают устойчивые стереотипы, что если ребенок не говорит, и у него при этом еще и стоит диагноз, то он, скорее всего необучаем. А закрепляет это мнение тот факт, что у неговорящего ребенка функцию коммуникации часто заменяет нежелательное поведение. Так, например, если он не может попросить, чтобы с ним поиграли другие дети во время прогулки, ребенок может убежать с площадки. В данном случае погоня за ним воспитателя может превратиться в увлекательную игру, в которой малыш получит то, что ему так не хватало – внимание, - поделилась опытом руководитель организации помощи детям «Открытое сердце» Елизавета Кириллова.
В подобных ситуациях стоит чаще проводить активные игры на детской площадке с участием особого малыша, и тогда нежелательного поведения, которое вызывают стресс у педагогов, будет меньше.
Чтобы понимать, как действовать, в разных ситуациях, участникам семинара предложили их классификацию и алгоритмы работы на основе прикладного анализа поведения.
В завершение мероприятия участники семинара посмотрели фильм «Машенька», подготовленный фондом «Выход», который показал, насколько успешной может быть социализации особого ребенка, который обучается в среде здоровых ровесников. Так, главная героиня фильма несмотря на расстройство аутистического спектра , успешного окончила колледж, нашла интересную работу и живет интересной жизнью .
- Вопросы практического внедрения эффективных механизмов инклюзивного образования сегодня особенно актуальны. В системе образования Катав-Ивановского района проходит обучение 215 детей-инвалидов, еще 40 ребят находятся на домашнем и семейном обучении. Для нас важно качество их жизни, а система семинаров, предложенная для этого Елизаветой Кирилловой, очень востребована, поэтому мы планируем продолжить такую работу - подвел итоги мероприятия первый заместитель главы Катав-Ивановского района Алексей Захаров.