«Ты в жизнь мою вошёл, Афганистан»

80 Победа!

15 февраля — особая календарная дата для многих жителей нашей страны. 24 года назад советские войска покинули территорию республики Афганистан.

Афганская война — это часть биографии нашей страны. Никем не объявленная, она оказалась в два раза длиннее, чем Великая Отечественная. Наша задача — сохранить память о тех, кто участвовал в ней.

Накануне этой знаменательной даты корреспонденты газеты "Авангард" встретились с Алексеем Серебряковым, участником боевых действий в Афганистане. Он поделился с журналистами своими мыслями, воспоминаниями, переживаниями.

— Можно забыть то, что ты делал вчера, но забыть то, что было 30 лет назад, поверьте мне, невозможно, — говорит Алексей Иванович. — Я помню все события той войны до мельчайших подробностей.

«Погружаясь» в мир воспоминаний вместе с Алексеем Серебряковым мы попали в те 80-е годы.

19-летним мальчишкой его призвали служить в ряды Советской Армии. Сначала он прошел курс учебы по будущей специальности под Витебском. После чего его сразу же отправили в Афганистан.

— Сухо, жарко и невероятно неприятный запах — вот мои первые впечатления после выхода из самолета, — рассказывает Алексей Иванович. — Дальше было еще хуже. Я и еще несколько человек остались ждать своего распределения. Нас посадили возле небольшой брезентовой палатки и сказали никуда не расходиться. Мы покорно стали ждать дальнейших распоряжений.

Тут-то все и началось. В эту палатку стали приносить трупы солдат. Их было так много, что мы находились просто в тихом ужасе. Как выяснилось позже, это было место для временного принятия погибших солдат со всей территории Афганистана.

Алексей Иванович все 19 месяцев прослужил в Бамианской долине, в 200 километрах от Кабула, столицы Афганистана.

— Мне, наверное, с одной стороны посчастливилось, что я попал служить в одно из самых красивых мест земного шара, — говорит Алексей Серебряков. — На весь мир Бамианская долина известна тем, что там, прямо в скале, вырублены две фигуры: большой Будда высотою 55 метров и маленький Будда — 37 метров. Вся долина окаймлена скалами, в которых много естественных, искусственных пещер и гротов. Наша задача была контролировать одно из Бамианских ущелий и, конечно же, охранять близлежащий населенный пункт.

Алексей Серебряков в Афганистане дослужился до командира самоходного миномета. Вместе со своим батальоном не раз выходил в различные рейды. Любые боевые действия, как правило, несут за собой много смертей, много горя, боли и слез. Так было и в роте Алексея Ивановича. Но, к счастью, были и позитивные моменты в службе.

— Во время очередной боевой операции была ранена пятнадцатилетняя афганская девушка, —  рассказывает Алексей Иванович. — В ауле, в котором она жила, не было ни больницы, ни медиков. Ее привезли в наш батальон. Она потеряла много крови, поэтому нуждалась в ее переливании. Я и еще несколько моих товарищей стали для нее донорами. Девушка поправилась, чему мы были очень рады.

В Советском Союзе правда об афганской войне долго скрывалась. Вот и родные Алексея Серебрякова узнали о том, что он находится в «горячей точке», только после того, как он прослужил там год.

— Нам нельзя было писать домой о боях, о погибших солдатах, — говорит Алексей Иванович. — Мы вынуждены были сочинять о своей службе, что у нас всё хорошо.

И даже когда в Россию из Афганистана стали отправлять первые цинковые гробы, мы писали, что это всего лишь несчастный случай.

Алексей Серебряков за участие в боевых действиях был награжден различными медалями, но самая дорогая для него — медаль «За отвагу». Афганская война стала для него настоящим испытанием на стойкость, мужество. Сегодня его жизнь протекает в обычном русле. Но иногда в его памяти вновь всплывают события той ужасной войны.

 

По материалам газеты «Авангард»