— Мне хочется рассказать о замечательной женщине, участнице Великой Отечественной войны Евдокии Васильевне Пухляковой, — говорит Тамара Сергеева, председатель совета ветеранов Катав-Ивановского района. — Сижу с ней в ее ухоженной квартире. Уютно. А от самой Евдокии Васильевны исходит сама доброта, звучит ее тихий голос, а из глаз текут слезы воспоминаний. Она помнит все, как будто это было вчера.
Когда началась Великая Отечественная война, Евдокия работала в организации «Красный крест». На второй день после окончания курсов медсестер ей пришла повестка из военкомата.
В Катав-Ивановске тогда находился госпиталь №3126, в который и была зачислена молодая медсестра. Но уже на следующий день руководство учреждения сообщило, что нужно сворачиваться: госпиталь будут перевозить в Павлодар. Так и было сделано.
Евдокия Васильевна поделилась со мной своими воспоминаниями:
— Раненых поступало так много, что не хватало коек. Некоторых отправляли дальше, в другие госпитали. После Павлодара пришлось вновь менять адрес нашему госпиталю. Его отправили в Запорожье.
Пока ехали, над нами летали немецкие самолеты. Многие молодые бойцы, санитары при бомбежке прятались под вагонами. Начальник госпиталя Огурцов сам вытаскивал их оттуда и отправлял в лес, чтобы там скрыться от самолетов. Но кто-то не успел, кто-то не послушал, так и гибли.
В Запорожье нашли здание под госпиталь, оборудовали и стали принимать раненых с передовой. В основном это были молодые ребята. Помнит Евдокия Пухлякова, как привезли девушку с оторванной ногой.
— Мы заполняли медицинские карточки, стирали бинты, делали перевязки, кормили бойцов. Война шла суровая, — продолжает фронтовичка. — Из Запорожья нас перевели дальше, по Баренцеву морю плыли мы на север. Перевозили нас на пароходе «Вятка». Шел он очень медленно, потому что впереди плыли подводные лодки, которые охраняли наше судно от мин. Капитан парохода попросил нас написать на бумаге фамилии, имена, отчества, из какого мы города, затем положил эти бумаги в бутылку и бросил в море. Приплыли мы в Мурманск, а оттуда попали в поселок Петсамо в Карелии. Здесь выдали нам сухой паек и велели обустраиваться. Первое время, пока не был готов госпиталь, спали на земле. Утром просыпаемся, а волосы примерзли. И вновь начались будни: стирка бинтов, перевязка, кормление. Приходилось стоят в карауле. Раненых привозили чаще всего ночью в целях безопасности. Немного подлечив, отправляли солдат в глубь страны. К концу войны у нас осталось всего шесть человек раненых, которые вместе с нами встретили здесь победу.
Сколько было радости, все страшное, нами пережитое, ушло на второй план. Мы ждали возвращения домой. В 1945 году нас привезли в родной Катав-Ивановск. Встречали торжественно, говорили слова благодарности. Мы были счастливы.
— Евдокия Васильевна рассказывала о войне, и казалось, что она все это снова переживает, — говорит Тамара Сергеева. — Эта удивительная женщина, которую война не озлобила, не сломала. Она несет свет всей своей семье: детям, внукам, правнукам.
Кстати, буквально на днях Евдокия Васильевна отметила свое 90-летие.
Источник: avanpress.ru