Катав-Ивановский район готов к весеннему паводку

80 Победа!

Специалисты отмечают, что формирование весеннего половодья в этом году будет в большей степени зависеть от характера весны — сколько осадков выпадет и насколько высокой будет температура воздуха, приведёт ли это к стремительному и повсеместному оттаиванию почвы.

По словам начальника отдела ГО и ЧС администрации района Дмитрия Решетова и руководителя общества охотников и рыболовов муниципалитета Анатолия Дедилова, снега в горах не так уж много.

 Как сообщает Челябинский ЦГМС, глубина промерзания почвы в горнозаводской зоне неравномерная: где-то она меньше нормы, где-то — немного выше. Так, например, по данным метеостанции Златоуста, промерзание составило 48 см, что меньше нормы на 20 см, а по данным станции в Верхнем Уфалее, грунт промёрз на 111 см, что на 42 см выше нормативных значений. Также Челябинский гидрометеоцентр отмечает, что осеннее увлажнение почвы в горнозаводской зоне было больше нормы на 50 процентов. По его данным на 20 марта, толщина льда на реках Куса, Юрюзань, Тюлюк составляла 26—32 см, что меньше нормы на 40 — 60 см и даже меньше показателя прошлого года на 10—30 см.

— Сейчас все реки в Катав-Ивановском районе уже вскрылись. Мы не ожидаем какого-то экстремального развития событий, большого половодья не будет, но, тем не менее, все необходимые превентивные меры для обеспечения безопасного пропуска паводковых вод предпринимаем, — прокомментировал Дмитрий Решетов.

 — На заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям был рассмотрен вопрос о подготовке предприятий и организаций к паводковому сезону, разработаны необходимые документы и начались запланированные работы.

Подтоплению в Катав-Ивановском районе наиболее подвержена Орловка, где из-за заторов льда на реке Катав поднимается вода. Но последний раз распиловка льда здесь требовалась и проводилась в 2015 году.

Кроме того, в зоне возможного подтопления часто оказываются некоторые частные домовладения в Юрюзани из-за разлива реки, а также часть частного сектора в Катав-Ивановске из-за разлива ручьёв Бердяш и Малиновый ключ.

— В течение последних лет были проведены работы по берегоукреплению и углублению русла Малинового ключа и реки Катав в Орловке, что позволило избежать в 2018 году подтоплений и благотворно скажется на паводковой ситуации в этом году, — пояснил Дмитрий Александрович. — Но определённую угрозу может нести ручей Бердяш. Он, по сути, представляет собой придорожную канаву с поворотами под углом 90 градусов, что способствует образованию заторов и выходу его из берегов с дальнейшим разливом до домовладений. Страдают от этой воды чаще улицы Нижнего базара, частного сектора Катав-Ивановска.

 Ситуация с разливом Бердяша усугубляется и тем, что канавы у домов в большей части своей не чистятся, мало кто из жителей добросовестно ухаживает за водоотводами у своих домов. На очистку же сточных канав, обслуживание которых лежит на плечах администрации города, в этом году депутаты Катав-Ивановска выделили 100 тыс. рублей.

Сирены систем экстренного реагирования были проверены 27 марта. Традиционно их включают, чтобы оценить исправность, в последнюю среду первого месяца весны (март) и второго месяца осени (октябрь).

Проверки проведены и на гидротехнических сооружениях района. Два основных из них — это плотины Катав-Ивановска и Юрюзани.

— Ежегодно на содержание плотины Катав-Ивановска выделяется из городского бюджета около 1,5 млн рублей, — рассказывает Андрей Хортов, заместитель главы Катав-Ивановска. — Обслуживает её МУП «ТеплоЭнерго», на организацию возложена эта обязанность по договору с городской администрацией. В МУПе назначается ответственный человек за техническую исправность и безопасную эксплуатацию плотины.

От старого сооружения осталась только насыпь

Виктор Буянов знает на этом режимном объекте каждый закоулочек, каждый винтик, ведь на плотине он работает с 1972 года. Едем с ним по дороге вдоль литейного завода к железнодорожному переезду.

 — Вот сейчас как раз мы с вами и находимся на плотине, на той первоначальной земляной насыпи, — поясняет Виктор Иванович. — А всё, что по левую руку от нас, сам водосброс, там, где расположился режимный объект, это уже более новое железобетонное сооружение. В 1939 году оно было сооружено, а затем плотина полностью реконструирована в 1954—1956 годах. Большой ремонт был в 2013 году.

 Виктор Иванович ведёт нас по ещё непросохшим от грязи тропинкам, показывая и рассказывая, как работает водопропускная система на Катав-Ивановском пруду.

— Теперь плотина уже не выполняет тех производственных функций, ради которых была построена, — сетует ответственный за бесперебойную работу гидросооружения. — Зато туристов притягивает — когда идёт большая вода, здесь так красиво, многие приходят, чтобы пофотографироваться и посмотреть на бурлящий поток, это действительно зрелищно.

Мы спускаемся по металлической лесенке на мостик, что справа от дороги. Здесь на площадке находятся два глубиномера, один из которых показывает измерения в балтийской системе высот (от нуля Кронштадтского футштока). Каждый час дежурный по плотине снимает показания и записывает в специальный журнал, где так же указывает, какая была погода, сколько щитов открыто. Все журналы с этими данными хранятся много лет. Можете себе представить, сколько за последние годы их накопилось.

— А вот этот металлический треугольник перед водосбором служит для того, чтобы задерживать топляк и другой мусор, не даёт попадать ему в водосброс, — объясняет наш собеседник. — Особенно много его бывает именно в сезон половодья, сюда несёт старые деревья. При необходимости мы привлекаем дополнительный персонал для очистки, распиливаем брёвна, убираем их.

Перейдя дорогу, мы попадаем уже на территорию гидротехнического сооружения, за которым ведётся наблюдение с помощью видеокамер. Надёжно запертые металлические двери нам открывает Валерий Туринков, который как раз в день посещения нами плотины был на смене. Сменяют Валерия Ивановича на посту ещё трое сотрудников — Владимир Ергунов, Геннадий Инин и Леонид Шкерин. Они работают по графику — сутки через трое. Руководит ими как раз Виктор Буянов, начальник котельной «Центральная» МУП «ТеплоЭнерго» и ответственный за содержание, техническую исправность и безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения «Плотина». Если необходимо что-то починить и для технического обслуживания объекта, сюда приглашают ещё и слесарей.

Сама водопропускная система представляет собой 12 ячеек, в которых находится по пять щитов — шандоров, всего их на нашей плотине 60 штук. Эти шандоры, в отличие от всего вокруг металлического и бетонного, сделаны из лиственных пород дерева. Только они не боятся влаги, не гниют. По размеру шандоры не такие уж и большие — 1,75 м на 1,1 м. Поднимают эти щиты, вытаскивая их один за другим из ячеек, две машины. Сейчас всё действует уже от автоматики — нажал кнопочку, и эта многотонная махина заработала. Один из агрегатов ремонтировали не так давно, поэтому все швы уже сварные, а вот вторая подъёмная машина с 1938 года работает исправно и на ней до сих пор сохранились все заклёпки.

Разговаривать с нашими провожатыми нам приходится достаточно громко — шумит вода и от порывов ветра некоторые капельки даже бьют в лицо. Но здесь пока нет того огромного потока воды, который ожидается с приходом паводка. Хотя горячая пора для работников плотины уже началась, в феврале—марте более тщательно обследуются все агрегаты, проводятся проверки. Все ждут середины апреля, когда вскрывается городской пруд. Активная вода идёт где-то до 20-х чисел мая.

— Но весенних паводков мы не боимся, — говорит Владимир Гладков, директор МУП «ТеплоЭнерго». — Весна у нас обычно затяжная. А вот летние обильные дожди вместе с таянием снега в горах для нас более опасны, именно в июне в былые годы случались в нашей местности наводнения.

— Если из Верх-Катавки, где тоже постоянно отслеживают ситуацию с паводком, нам поступит сообщение о резком подъёме воды, то у нас есть восемь часов, пока поток прибудет в Катав-Ивановск, чтобы открыть все шандоры и спокойно пропустить большую воду, — заключил наш провожатый по плотине Виктор Буянов.

 

Источник:   avanpress.ru