С 20 по 25 апреля в Катав-Ивановске проходил областной этап всероссийского конкурса «Учитель года—2014».
Благодаря победе в аналогичном конкурсе прошлого года нашего педагога Юлии Путилиной, работающей в школе №1, в Катав-Ивановск съехались 30 лучших педагогов почти со всей Челябинской области. Каждый из них — уже победитель, все они выиграли муниципальные этапы «Учителя года», но в итоге победитель должен быть все-таки один.
Сегодня мы расскажем подробнее о том, как же прошел конкурс, которого ждали и к которому готовились целый год.
ДОЛГОЖДАННЫЕ ГОСТИ
Воскресенье, 20 апреля. Светлый праздник Пасхи. Яркое солнышко, поют птички, в Катав-Ивановск, наконец, пришла весна. А вместе с ней к нам приехали 30 педагогов, столько же сопровождающих и 18 членов жюри. Их привезли на двух автобусах и, по задумке организаторов, высадили с разных сторон первой школы, так что к главному входу они подходили двумя потоками.
А на ступеньках перед входом конкурсантов уже встречали девчонки из детского образцового ансамбля танца «Ангажемент» в русских народных костюмах. Они исполнили несколько красивых танцев. После чего, по традиции, гостям, а точнее Александру Обоскалову, проректору по научно-методическому и организационному обеспечению реализации региональной образовательной политики ЧИППКРО, одному из членов жюри, преподнесли большой каравай.
И это были не все сюрпризы. В холле школы участников конкурса встречал духовой оркестр, а на втором этаже, перед входом в актовый зал, проходил мини-концерт трех скрипачек. Это расстарались воспитанники и педагоги детской школы искусств Катав-Ивановска. Все без исключения конкурсанты остались в восторге и от танцев, и от живой музыки. Но встреча на этом не закончилось, все только начиналось.
Длинным, по-армейски ровным рядом в шеренгу выстроились на первом этаже школы ее родные учителя, у каждого на плече висела лента с надписью района. Так состоялось первое знакомство приехавших учителей с нашими педагогами. Каждый местный педагог был закреплен за гостем из определенной территории. Отыскать гостям своих, скажем так, кураторов предстояло по той самой ленточке. Далее директор и завуч школы провели для конкурсантов расширенную экскурсию по школе, после чего всех пригласили в актовый зал, где состоялась торжественная церемония открытия конкурса.
Для нас, катавивановцев, хорошо знающих местных артистов, концерт мог показаться самым обычным. Но съехавшиеся на конкурс учителя остались в неописуемом восторге от увиденного.
— Концерт просто поразил, складывается ощущение, что у вас все дети невероятно талантливые, поют и танцуют, — говорили участники. — И ведущие молодцы, ведут себя естественно и непринужденно.
Кто же выступал в этот день на сцене? Ученики первой школы — младший и средний состав танцевального ансамбля «Ангажемент», вокальная группа «Аверс» и другие. Ведущими стали Татьяна Хлескина, преподаватель начальных классов, и Алексей Петров, бывший ученик первой школы, сейчас обучающийся в Челябинске.
После такого по-настоящему праздничного приветствия, если у кого из участников конкурса и было волнение, оно полностью улетучилось. Каждый из них был готов начинать борьбу за звание лучшего учителя, и уже на следующий день она началась.
МНОГО ГОВОРИЛИ И ПОКАЗЫВАЛИ МАСТЕР-КЛАССЫ
О втором и третьем конкурсных днях по отдельности говорить нельзя, это было бы неправильно. Программа этих дней сильно перекликалась. В первый до обеда шли «разговоры с учащимися», после обеда — мастер-классы. Во второй день все точно так же, только педагоги менялись местами, те, кто вчера показывал мастер-класс, пошли на «разговоры» и наоборот.
И если кто-то сейчас подумал, что это далось учителям легко, то он ошибается. Вы только представьте: о теме разговора педагоги заранее не знали — их было семь, выбирали ее для каждого урока сами ученики, и сообщалось об этом учителю лишь за несколько минут до начала урока. То есть, как следует подготовиться времени у них не было, и правила балом тут импровизация.
Самой распространенной для разговоров стала тема «Всегда ли правы взрослые?». Как признались потом члены жюри, они прослушали несколько десятков вариаций разговоров на эту тему и теперь точно знают, что взрослые правы не всегда. Очень внимательно слушали эту тему и дети, которые активно включались в диалоги с учителями, высказывали свою точку зрения, приводили примеры. Все без исключения педагоги отметили наших детей.
Они, и правда, молодцы, справились с этими ответственными уроками на отлично. Каждый день ребята заходили в школу через «черный вход», чуть ли не на цыпочках поднимались на четвертый этаж, где была организована для них раздевалка, и так же тихонько расходились по нужным классам. И это все для того, чтобы не мешать учителям проводить свои занятия, ведь каждый из них волновался.
Кроме правоты взрослых были затронуты на «разговорах» темы «О дружбе», «Страна, в которой бы мне хотелось жить» и другие.
Также педагогам пришлось показывать мастер-классы на свободную тему. Их они могли приготовить заранее, дома. Тут все зависело только от умения и собранности преподавателя. И учителя не подвели, каждый из них сумел удивить жюри и зрителей, находя интересные подходы к обычным, на первый взгляд, проблемам и неожиданные темы, которые никто не мог и представить. На мастер-классах ученикам и педагогам приходилось клеить, вырезать, мастерить, проверять свое седьмое чувство, превращаться в человеческие органы, смотреть настоящие фокусы и даже… слушать песни! В общем, скучное, казалось бы, мероприятие талантливые учителя смогли превратить в веселое, познавательное, по-настоящему интересное событие.
ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С НУЛЯ
Четвертый конкурсный день состоял из открытых уроков. Все 30 учителей в несколько потоков показали свои обычные уроки, подошли к которым они не совсем обычно. Каждый постарался найти к подаче материала необычный подход, придумать какую-нибудь изюминку. И у большинства это получилось.
Пожалуй, этот день стал самым волнительным, потому что все понимали, что вечером состоится определение десятки финалистов и двадцать остальных педагогов продолжат участвовать в конкурсе лишь в качестве зрителей. Кроме того, не просто вести уроки под пристальным оком строгого взрослого и не менее строгого детского, общественного жюри.
В итоге все справились с заданием. Кто-то лучше, кто-то хуже, но по-другому и не могло быть. И, как признались сами участники конкурса, проигравшими никто себя не чувствовал, поскольку за время конкурса они узнали много нового, переняли опыт своих коллег, посмотрели на их работу, и это уже стало победой.
Поэтому вечером, на праздничном концерте, который подвел итог первой части соревнований, сильно расстроившихся не было. Конечно, всем хотелось победить, но ощущение праздника и радость за своих коллег затмили горечь от поражения.
Итак, после феерического выступления воспитанников и преподавателей детской школы искусств Елена Коузова, заместитель министра образования Челябинской области и председатель жюри, под звуки фанфар, торжественно объявила имена десяти лучших педагогов, которые продолжили борьбу за звание лучшего из лучших. Для остальных двадцати педагогов конкурс в этот день закончился. Кстати, результаты десятки финалистов, полученные за первые несколько дней конкурса, в этот момент аннулировались, так что на следующий день им пришлось все начать с нуля.
ПРОЩАНИЕ СО ШКОЛОЙ
Пятый день конкурсной программы включил в себя выступление учителей, которое назвали «Защитой педагогического опыта». Каждому из «десятки» предстояло показать и рассказать все, на что он способен. В течение нескольких минут они размышляли о смысле учительской работы, о современных проблемах обучения детей, о том, как привить интерес учеников к конкретному предмету, к книгам, к чтению, и о многом другом.
Во второй половине дня учителя выступали уже в конкурсном задании «Педагогическая мастерская», где каждый также представил на суд жюри и зрителей свободную тему, подготовленную заранее.
Этот день стал последним днем пребывания их в школе, поскольку уже на следующий день конкурс «переехал» во Дворец культуры. И уже вечером, на торжественном концерте, должны были объявить пятерку финалистов, поэтому напряжение возрастало с каждой минутой.
И вот долгожданный момент истины. После очередного праздничного концерта слово снова взяла Елена Коузова. После вступительной речи она торжественно объявила… шестерку финалистов! Это стало настоящим сюрпризом для участников, а все потому, что и взрослое, и общественное жюри не смогли договориться, настолько сильны в профессиональном плане были все педагоги. Так что борьбу продолжили шесть педагогов.
МОМЕНТ ИСТИНЫ
Последний день, как уже говорилось, проходил во Дворце культуры. С небольшим опозданием из-за непогоды, в концертном зале Дворца начались публичные выступления на свободную тему шестерки финалистов. Перед последним стартом волнение конкурсантов зашкаливало, нервы были натянуты до предела, но все они справились с заданием, выступив на отлично.
Один из педагогов поднял в своем выступлении проблему снижения интереса молодежи к чтению, другой рассказал об употреблении иностранных слов в русской речи. Обсуждали учителя и темы межличностных отношений, математического образования, отношений ученика и учителя, рекламы.
После небольшой кофе-паузы началось второе мероприятие последнего дня — «Политические дебаты». Для участия в них в Катав-Ивановск должны были приехать министр образования Александр Кузнецов и заместитель председателя Правительства Челябинской области Ирина Гехт. Но из-за неожиданно обрушившегося на Южный Урал снегопада приехать они не смогли, так что вести дебаты участникам пришлось с членами жюри.
Все вместе финалисты «Учителя года» порассуждали об учителе и его роли в современном мире. Каким должен быть сегодня педагог, как поднять интерес у подрастающего поколения к профессии учителя? На все эти и другие вопросы участники нашли ответы на первом этапе дебатов. Во втором этапе участникам предоставили возможность задать по одному вопросу Елене Коузовой как представителю органов исполнительной власти, а в третьем, самом, по мнению жюри, сложном этапе, каждому участнику предложили представить, что они победили, и сказать свои слова победителя!
И вот то самое, ради чего все и затевалось, — момент истины. Началась торжественная церемония закрытия конкурса, на которой и назвали имя абсолютного победителя. Им стала Анна Стельмахович, учитель русского языка и литературы из Магнитогорска. Именно ей вручила переходящий глобус Юлия Путилина, победитель «Учителя года—2013».
Евгений Киршин, глава Катав-Ивановского района: «К проведению областного конкурса «Учитель года—2014» Катав-Ивановский район начал готовиться сразу же после объявления нашего педагога Юлии Путилиной победителем в прошлом году. Была проделана огромная работа по ремонту школы №1 г. Катав-Ивановска, по ее модернизации. В организации конкурса было задействовано большое количество людей, и хочется каждому выразить благодарность, потому что все они внесли свой личный вклад, благодаря чему мероприятие прошло на высоком уровне. За время конкурса я услышал много теплых слов в адрес нашего района. Очень хорошо участники и жюри конкурса отзывались о педагогах и детях. Это означает, что общими силами нам удалось достойно представить наш район на областном уровне.
Победителем «Учителя года—2014» стала Анна Стельмахович из Магнитогорска. Я уверен, что она достойно представит нашу область на всероссийском уровне».
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Вот и прошел «Учитель года—2014». Наверное, это без преувеличения можно назвать главным событием года для нашего района. Мы долго готовились, и теперь уже можно смело сказать, что все прошло на высшем уровне. Все без исключения — и участники, и члены жюри, и организаторы — остались довольны прошедшим мероприятием. Все получилось даже лучше, чем планировали. Может Катав-Ивановский район проводить такие масштабные мероприятия, и уровень их может соответствовать областным. И это радует!
Источник: www.avanpress.ru